Установка активного сабвуфера Вернуться
Автомобильный сабвуфер представляет собой низкочастотный динамик (в корпусе или без него), который предназначен для придания звучанию акустической системы мощных и глубоких басов. Правильно подобранный и настроенный сабвуфер поднимает качество музыки в автомобиле на уровень выше.
В штатном исполнении сабвуферы встречаются лишь в автомобилях премиум-класса и иногда в богатых комплектациях некоторых моделей среднего класса, где предусмотрена установка полноценной акустической системы. Автолюбители-меломаны, прочувствовавшие всю мощь насыщенных низких частот, уже не могут слушать музыку в машине без участия сабвуфера. А что касается владельцев авто со штатным низкочастотным динамиком, многим просто не хватает его мощности. Поэтому установка данного оборудования в автомобиль вполне оправдана и востребована, а широкий выбор выпускаемых моделей делает его доступным автовладельцам с любыми запросами, как по цене, так и по количеству выдаваемых ватт мощности и качеству басов.
На рынке предлагается два типа готовых корпусных сабвуферов: активные (со встроенным усилителем мощности) и пассивные (без усилителя). Ниже будут подробнее рассмотрены активные сабвуферы.
Что дает сабвуфер звучанию акустической системы?
Сабвуфер добавляет в спектр воспроизводимых акустикой частот самый нижний диапазон звука, граничащий с возможностями восприятия человеческого уха. Никакой среднечастотный, и даже мидбасовый (НЧ/СЧ), динамик этот диапазон охватить не в состоянии в силу своих конструктивных особенностей.
В зависимости от мощности установленного в авто сабвуфера, эффект от появления низких частот будет отличаться. Самый слабый (100-150 Вт) сможет лишь аккомпанировать мидбасам, добавляя недостающие «низы» и делая общий звук сочнее и насыщеннее. Низкочастотник средней мощности (150-300 Вт) будет способен задать ритм всей акустической системе, создавая фон для ее звучания. Самый мощный (от 500 Вт) в состоянии затмить игру остальной акустики, а о музыкальных вкусах владельца автомобиля сможет узнать весь его район.
Важно подобрать правильный вариант именно под определенные требования и с учетом возможностей уже установленной акустики. В противном случае появления басов в автомобиле можно вообще не заметить, или, наоборот – кроме низов больше ничего не будет слышно. Акустическая система должна быть сбалансирована по звучанию с сабвуфером. Только в этом случае ее компоненты будут гармонично дополнять друг друга, а звук в итоге получится полноценным. Но так как речь идет об активных сабвуферах, то вряд ли придется беспокоиться о том, что сабвуфер затмит салонную акустику. Практически весь ассортимент активных сабвуферов не превышает средней мощности, а по основному ассортименту находится в нижней группе.
Типы активных сабвуферов и конструкции корпусов
|
Активный сабвуфер представляет собой низкочастотный динамик, усилитель мощности и фильтр частот (кроссовер), заключенные в корпус. Корпусы могут иметь форму куба, прямоугольника, трапеции, цилиндра и другие варианты исполнения, и предлагаются в нескольких типах.
Полностью закрытый герметичный короб – классическая конструкция для создания приятного и насыщенного, но слегка приглушенного баса. Оптимальный вариант для тех, кому больше важно качество звука, чем его громкость. Вследствие небольшого внутреннего объема и простоты изготовления ящика – более дешевый в производстве. Корпус с фазоинвертором позволяет устранить эффект приглушенности звука благодаря применению специальной отводящей изнутри воздух трубы или щели, которая сбрасывает звуковое давление. При одной и той же мощности динамика получаем более глубокий и сильный бас, но несколько нечеткий по сравнению с закрытым типом. Также для качественного воспроизведения звука потребуется больший объем ящика. На большой громкости возможны посторонние шумы, вызываемые завихрениями выходящего воздушного потока. Более громкий и более дорогой по цене вариант. Некоторые производители (например, Alpine) предлагают два возможных режима работы сабвуфера и снабжают отдельные модели съемной заглушкой для порта фазоинвертора. Корпус типа bandpass – самая сложная конструкция, отличительная особенность от вышеперечисленных – динамик расположен внутри корпуса. Звук выходит через фазоинверторные трубы или щели, а внутренний объем поделен на отсеки. Корпус динамика герметично закрыт в одном, а его диффузор «озвучивает» соседний отсек, откуда звук выходит наружу через фазоинвертор. По показателям мощности баса превосходит оба других типа короба, но зачастую в ущерб качеству баса. У корпусных активных сабвуферов превалируют конструкции с закрытым и фазоинверторным ящиком.
Корпус slim (плоский) – компактное исполнение для установки в ограниченном пространстве, например, под сиденьем (используется только у активных сабвуферов). В плоском корпусе выполняются сабвуферы закрытого типа и бандпасс. Плюсы фактически заканчиваются на возможности скрытой установки и экономии свободного места. По всем остальным показателям качества звука сабвуфера в корпусе slim проигрывает любому в стандартном коробе (за редким исключением, особенно если сравнивать самый дешевый сабвуфер в стандартном корпусе и дорогой в компактном). Поскольку максимально плоский корпус не предполагает создания хоть сколько-нибудь значимого внутреннего объема для динамика, качество басов будет низким. Материалом корпуса, чаще всего, выступает пластик, хотя относительно дорогих моделей могут использоваться и более качественные материалы. Отличается довольно высокой стоимостью из-за сложности изготовления.
Разные типы корпусов дают разное звучание басов на выходе, можно выбирать более мощный или более чистый и мелодичный бас. Для повышения выходной мощности некоторые производители иногда используют по два динамика для установки в один корпус любого типа.
Технические характеристики активных сабвуферов
Один из основных параметров активного сабвуфера – выходная мощность. Существует две классификации – номинальная (аббревиатура RMS), которую не следует путать с пиковой (PMPO). Пиковая мощность (которую динамик может выдержать в течение нескольких секунд и не выйти из строя) представляет собой довольно абстрактное значение, в несколько раз превышающее выходную мощность по номиналу, судить по которой о реальных возможностях динамика достаточно сложно. Тем не менее, некоторые производители любят указывать в характеристиках и ее, что по большей части является просто маркетинговым ходом и вводит потребителя в заблуждение. Мощность RMS может обозначаться через дробь с ее расчетным максимальным значением, при котором динамик способен работать длительное время без перегрева и получения необратимых повреждений, обычно не превышающим номинал в несколько раз. Номинальная мощность автомобильных сабвуферов варьируется в пределах от 100 Вт до 500 Вт (хотя есть и более мощные), но основной ассортимент активных сабвуферов позволяет добиться мощности в 100-200 Вт.
Диаметр диффузора – второй значимый показатель, влияющий на качество басов. Чем он больше, тем больше площадь поверхности и звук получается мощней. Наиболее привычными размерами для динамика активного сабвуфера являются 8 и 10 дюймов.
Нижний частотный коридор, для работы в котором и предназначен сабвуфер, занимает диапазон от 20 Гц (ниже человеческое ухо не способно воспринимать) до 200 Гц. Топовые модели, как правило, захватывают нижний предел, а диапазон большинства бюджетных начинается от 30-40 Гц и выше. Самый глубокий бас имеет частоту 20 – 40 Гц, частотность среднего – 40 - 80Гц, высокого – 80 - 160Гц. Далеко не все активные сабвуферы способны “отыграть” самые низкие частоты.
Чувствительность динамика активного сабвуфера влияет на величину его звукового давления, иначе – громкость. Чем этот показатель выше, тем меньшая нагрузка будет возлагаться на встроенный усилитель аудиосигнала. Соответственно, больше запас громкости для сабвуфера. Оптимальное значение уровня чувствительности – от 90 дБ и выше.
Установка активного сабвуфера – перечень “за” и “против”
Плюсы:
• Полностью готовый к работе компонент акустической системы. Часто в набор входит и монтажный комплект.
• Удобство настройки параметров звука.
• Активные сабвуферы, как правило, более компактны, чем пассивные, поэтому занимают меньший объем под установку.
• Возможность скрытой установки сабвуфера в корпусе slim – максимальная экономия свободного пространства в автомобиле.
• Относительно невысокая цена по широкому ассортименту.
Минусы:
• Посредственное звучание большинства моделей.
• Более качественные варианты достаточно дорогие.
Активный сабвуфер прекрасно подойдет для нужд не слишком требовательных к качеству баса автолюбителей, обогатит «низами» и улучшит общее звучание акустики. За сравнительно невысокую стоимость даст ощутимый эффект в виде хороших басов. С профессиональной точки зрения не может рассматриваться как компонент высококачественной акустической системы.
Установка активного сабвуфера – ассортимент продукции
На рынке автомобильной акустики представлен огромный выбор активных сабвуферов, и каждый бренд предлагает в этом сегменте свои собственные уникальные разработки.
Корпорация Alpine, разработчик передовых автомобильных мультимедийных систем, использует в топовых моделях активных сабвуферов цифровые усилители аудиосигнала. Присутствуют и компактные модели, как правило, по самой высокой, среди конкурентов, цене. Также имеются модели активных сабвуферов, которые заточены под работу со штатными системами. В широком ассортименте – модели высочайшего качества изготовления на любой размер кошелька. Качество баса часто зависит от стоимости модели.
Kicker – один из мировых лидеров в области производства автоакустики, отличительной особенностью которой является невероятно чистый и мощный звук. Kicker – одна из немногих компаний, внедрившая модельный ряд активных сабвуферов с квадратной формой динамика, что позволяет получить больше громкости за счет увеличенной площади диффузора (при тех же размерах и подводимой мощности). Сабвуферы являются приоритетным направлением деятельности этого американского производителя, и среди профессионалов автозвука продукция находит множество положительных отзывов.
Kicx – изготовитель бюджетной автоакустики, с хорошим соотношением “цена - качество”. Производит весь спектр динамиков, в том числе активные корпусные и slim-сабвуферы. При изготовлении диффузоров Kicx небезуспешно экспериментирует с совершенно разными по свойствам основами, начиная от алюминия и заканчивая композитными и полипропиленовыми материалами. Модели с разным материалом диффузоров придают свое особенное звучание низким частотам.
Именитый германский бренд Eton производит акустику класса Hi-End, в том числе активные автосабвуферы трапециевидной формы с отличным качеством баса. Первым начал применять космические технологии в изготовлении диффузоров для своих систем (в качестве материала используется трехслойный кевлар). Выбор активных сабвуферов довольно скуден по сравнению с конкурентами, но это компенсируется высоким качеством звучания любой из моделей. В ассортименте присутствует нестандартный вариант компактного исполнения сабвуфера с двумя 6.5 – дюймовыми динамиками (вместо одного 8”), выдающий рекордные показатели мощности среди аналогов.
На рынке активных сабвуферов хорошо себя зарекомендовал и японский бренд µ-Dimension, специализирующийся на производстве усилителей и сабвуферов. В ассортименте представлено несколько компактных активных сабвуферов, которые превосходят по качеству основную массу продукции конкурентов, что достигается использованием качественных материалов при сборке (к примеру, литой алюминиевый корпус).
![]() |
![]() |
![]() |
Охватить спектр всех производителей просто невозможно. Большинство предлагают и бюджетные, и средние по цене и качеству, и топовые решения. Есть возможность выбирать, опираясь на собственные финансовые возможности, запросы к качеству баса и характеристики конкретной модели.
Установка активного сабвуфера – в итоге
Установка активного сабвуфера возможна в любом подходящем для этого месте в автомобиле. Стандартное решение для корпусного активного сабвуфера – багажное отделение. Для компактного исполнения прекрасно подойдет скрытное размещение под сиденьем переднего пассажира.
Особенность длинных волн низкого диапазона частот – способность проходить сквозь препятствия практически без искажений. Поэтому, в каком бы месте автомобиля сабвуфер ни находился, бас дойдет до слушателя в должном объеме, при этом на слух определить точное местонахождение источника невозможно. В седане звук от сабвуфера в багажнике будет слегка приглушен. В кузове универсал, где багажное отделение находится внутри салона, эффект от сабвуфера будет лучше.
Не стоит думать, что установка активного сабвуфера – это не самый лучший вариант. Потребности каждого автовладельца индивидуальны, и при сопоставлении таких особенностей, как мощность и качество баса, а также стоимость самого оборудования, наиболее релевантным вариантом очень часто и является выбор к установке именно активного сабвуфера. Пассивные сабвуферы “в целом” превосходят активные по мощности выдаваемого звука, но под конкретные требования очень часто может быть подобран именно активный сабвуфер.
Приступать к монтажу самостоятельно при отсутствии подобного опыта не рекомендуется. В противном случае есть вероятность повредить оборудование, в том числе и штатное. Во избежание негативных последствий неквалифицированного вмешательства лучше обратиться к специалистам профильного установочного центра. Профессиональная установка будет произведена грамотно, аккуратно и с учетом всевозможных нюансов, часто сопровождающих процесс монтажа. Настройка также потребует применения специфических навыков и знания особенностей оборудования.
Установка активного сабвуфера с гарантией!
![]() |
![]() |
![]() |
Сертифицированное оборудование |
Гарантия на оборудование и установку |
Сохранение дилерской гарантии |