ТК «Митинский радиорынок», Пятницкое ш., д. 18, грузовой двор Ежедневно, 9.00-20.00
Главная → Статьи → Автомобильный сабвуфер

Автомобильный сабвуфер Вернуться

Сабвуфер в машину

Что такое сабвуфер?
Нужность сабвуфера и общая информация по выбору
Штатные сабвуферы
С чего стоит начать выбор
Краткое описание типов сабвуферов, корпусов и вариантов установки
Корпусные сабвуферы – активный и пассивный
Конструкции корпусов сабвуферов – закрытый ящик, с фазоинвертором, bandpass
Сабвуферные динамики – варианты установки
Краткое сравнение – Пассивный vs Активный vs Отдельный динамик
Технические характеристики
На это стоит обратить внимание
Изготовление корпусов сабвуферов
Места установки и расположение сабвуферов
Производители, ассортимент и стоимость сабвуферов
Установка и настройка сабвуферов

В последнее время все больше автовладельцев проявляют интерес к установке качественной аудиосистемы в свой автомобиль. Данный интерес обусловлен тем обстоятельством, что в автомобиле приходится проводить все больше времени, а любимая музыка может значительно скрасить процесс езды или стояния в пробке (времяпрепровождения в гараже, на природе или где бы то ни было). При этом многие автовладельцы заинтересованы в том, чтобы в их автомобиле был не просто звук, а качественный и полноценный звук. Но качественный автозвук – это целый комплекс разнообразных работ по подбору необходимых компонентов, поиску мест установки в автомобиле, установке и настройке всех компонентов. Каждый компонент акустический системы выполняют свою немаловажную роль в процессе выстраивания качественного автозвука, но сегодня речь пойдет лишь об одном из них – автомобильном сабвуфере.

В данной статье читатель не найдет:

информации о том, как “самостоятельно / своими руками” установить сабвуфер
информации о том, как самостоятельно изготовить корпус для сабвуфера
название “идеального сабвуфера”
информация о том, как задешево можно подобрать и установить “самый лучший” сабвуфер

Но можно найти:

общую информацию о том, что такое сабвуфер и для чего он нужен
описание характеристик сабвуферных динамиков
описание типов сабвуферов, конструкций корпусов
сравнение разных вариантов по некоторым показателям
информацию об изготовлении корпусов для сабвуферов
информацию о вариантах установки сабвуферов
информацию об ассортименте и стоимости сабвуферов
информацию об установке и настройке сабвуферов

Что такое сабвуфер?

Сабвуфер – компонент аудиосистемы, к которому проявляется наиболее заметный интерес в сфере автозвука. Ведь даже человек, который не имеет ни малейшего представления о звуке, в состоянии описать функциональную принадлежность сабвуфера (пусть даже без какой-то конкретики). Следовательно, практически любой автовладелец в состоянии решить для себя – нужен ли ему сабвуфер в машину или нет.

Любая акустическая система состоит из одного или нескольких динамиков. Каждый динамик, в зависимости от своих характеристик, способен воспроизводить определенный диапазон частот. Считается, что человек способен воспринимать звуковой диапазон в пределах 20 – 20.000 Гц. Из этого диапазона выделяют – высокие частоты (ВЧ), средние частоты (СЧ) и низкие частоты (НЧ). Наш будущий сабвуфер, как вполне понятно, будет отвечать за низкие частоты.

То есть получается, что наш сабвуфер – это самый обычный динамик, такой же как и все остальные динамики в автомобиле, разве что, благодаря своим характеристикам, отвечающий за воспроизведение низких частот. Очевидно, что в автомобиле должны быть и другие динамики, которые будут охватывать высокие и средние частоты – именно в этом случае можно будет говорить о полноценном звуке.

Нужность сабвуфера и общая информация по выбору

Давайте попробуем ответить на очень простой вопрос – а нужен ли этот сабвуфер в машине? Попробуем … но как всегда не сможем дать единственно правильного ответа. Все, как и всегда, зависит от каждого конкретного автовладельца. Кроме того, определяющим фактором будет то – выстраивается ли акустическая система с нуля или просто дополняется сабвуфером. Рассмотрим каждый из этих вариантов по отдельности.

Если система выстраивается с нуля, то это дает автовладельцу достаточно широкий простор для выбора и действий. Есть возможность правильно подобрать всю необходимую акустику и сам сабвуфер, чтобы слышать именно то, что хочется. Но тут есть один немаловажный нюанс – автовладельцу сразу будет необходимо определиться с тем, какой бас ему необходим. Большинству автовладельцев достаточно вполне обычного сабвуфера (хотя понятие довольно размытое, но все же), который будет давать стандартный бас и хорошо дополнять общую звуковую картину. Кому-то будет достаточно лишь небольшой доигровочки, так что подойдет наиболее простой, компактный и недорогой сабвуфер. Некоторым же нужен максимально мощный бас, так что ориентация в аудиосистеме пойдет именно на сабвуфер. Так же стоит обратить внимание вот на какой момент – некоторая акустика отыгрывает определенный низкочастотный диапазон, которого может вполне хватить некоторым автовладельцам. То есть сабвуфер попросту не потребуется, так как удастся получить необходимый звук и не переплатить за ненужный компонент аудиосистемы.

Но сабвуфером аудиосистема может и дополняться. Здесь также потребуется обратить внимание на то, что именно хочется получить от сабвуфера. Здесь самое главное – правильно подобрать сабвуфер под остальную акустику, чтобы аудиосистема звучала гармонично. Очень часто встречаются следующие ошибки:

имея плохую акустику, автовладелец надеется, что установленный сабвуфер исправит этот недостаток. Не исправит. Даже если удастся добиться необходимых низов, то высокие и средние частоты все равно будут проигрываться ужасно, а в комплексе будет некая “каша”.

устанавливается более/менее мощный сабвуфер, чем этого требует остальная аудиосистема. В случае с более мощным сабвуфером (и не очень мощной, пусть даже качественной, акустикой) получается, что сабвуфер все заглушает, перебивая все остальные компоненты. Либо у автовладельца установлена хорошая и мощная акустика, под которую (из-за желания сэкономить, к примеру) ставится небольшой маломощный сабвуфер – необходимых низов можно просто не получить, тем самым выкинув деньги на ветер.

Штатные сабвуферы

Стоит уточнить, что некоторые штатные аудиосистемы уже комплектуются сабвуфером, так что у автовладельца просто исчезает необходимость в дополнительных установках. Но здесь есть один негативный момент – отсутствие какого-либо выбора, так как звук будет именно таким, каким он предусмотрен разработчиком аудиосистемы. Так как система с сабвуфером предусмотрена, как правило, в довольно дорогих комплектациях автомобилей, то вряд ли язык повернется сказать, что система некачественная. Нет, она будет качественной, и ее практически наверняка будет достаточно большинству владельцев подобных автомобилей. Но найдется и ряд автовладельцев, которым этого будет недостаточно. Все-таки местный сабвуфер вряд ли порадует любителей мощного баса, так что придется искать выход на стороне.

Начинаем выбирать

Если автовладелец решил, что ему нужен сабвуфер в машину, то он переходит непосредственно к выбору. Процедура эта нелегкая, так как есть огромное количество нюансов, на которые необходимо обратить внимание, чтобы результат оправдал ожидания автовладельца. Если автовладелец понимает, как необходимо подбирать автосабвуфер под музыкальные предпочтения, кузов автомобиля, остальную акустику и так далее, то никаких проблем у него не возникнет – он, скорей всего, получит именно тот звук, к которому и стремился. В противном случае есть следующие варианты:

приобрести автосабвуфер наугад (по форме/цвету/размеру/мощности и т.д.)
почитать интернеты или спросить друзей
проконсультироваться перед установкой со специалистами в установочном центре

Первый вариант самый простой. Сабвуфер просто может быть выбран по какому-то критерию – производителю, цене, размеру, мощности, либо любой другой причине. В этом случае он практически наверняка будет хорошо справляться со своими обязанностями, так как автовладелец вряд ли будет предъявляться к нему высокие требования. По факту же это будет не самое хорошее вложение средств.

Второй вариант особо интересен. Поинтересоваться у друзей/знакомых, которые уже обзавелись сабвуфером, дело весьма естественное. Возможен такой вариант, что совет будет дельный, что действительно облегчит процесс выбора. Но практически наверняка совет будет довольно субъективным, так как будет учитываться лишь вкус советчика, который далеко не всегда можно будет удачно применить в других условиях. Но куда интересней выглядит вариант с поиском необходимой информации в интернете. Все-таки интернет сейчас развит довольно хорошо, так что найти можно действительно много разнообразной информации. Но основная проблема здесь в том, что качество большинства текстов весьма сомнительное. Значительная часть текстов, которые должны завлечь посетителя по запросам “как выбрать”, просто копируют друг друга (столь простой и привычный “рерайт”) и часто занимают пару первых страниц в выдаче поисковых систем. Часть информации в таких текстах похожа на правду, часть – сомнительного качества, часть – полная ахинея. Кроме того, рерайт подразумевает эффект “сломанного телефона”. Кто-то когда-то озвучил довольно абстрактный процент, на который должна опираться стоимость акустической системы автомобиля. После этого путем довольно бестолкового рерайта это превращается во что-то вроде:

При этом при покупке сабвуфера в первую очередь следует отталкиваться от стоимости автомобиля: стоимость “саба” должна составлять 20 процентов стоимости машины. В противном случае, помимо звучания музыки, будут слышны и завывания деталей салона.

Поэтому сабвуфер в машину мечтают приобрести и те, кто планирует просмотр фильмов, насыщенных спецэффектами, и те, кому надоели высокочастотные динамики с малым диаметром диффузора, именуемые в народе «пищалками».

Выискивать рекомендации на форумах, в блогах или социальных сетях – тоже весьма двоякий подход. Может попасться человек, который учтет определенное количество факторов и предпочтений автовладельца, и даст действительно дельный совет. Но, опять же, практически наверняка удастся получить лишь ряд разношерстно-субъективных советов.

Получается, что в лучшем случае автовладелец просто забьет себе голову бесполезной информацией, которой не найдется дельного применения. Хуже, если с этой информацией автовладелец пойдет к продавцу или в установочный центр. И если продавцу будет достаточно фиолетово на то, что вам продавать, то специалистов установочного центра может немного удивить желание “поставить саб, потому что надоели пищалки”. Фраза “а я прочитал, что …” чаще всего не приводит к обоюдовыгодному результату – когда автовладелец хочет получить качественный автозвук, а специалисты установочного центра хотят ему в этом помочь.

Третий вариант подразумевает куда более грамотный подход. Кто-то скажет, что всем установочным центрам важна лишь прибыль, поэтому они готовы установить что угодно. Но на самом деле это не совсем так. Прибыль – это, конечно, хорошо. Но если клиент остался доволен, то он приедет снова и даже посоветует друзьям. И, естественно, наоборот. Так что установочным центрам просто невыгодно терять будущих клиентов, действуя непрофессионально.

Мнение о том, что продавцы и установщики хотят “ободрать” клиента, чаще всего, складывается примерно из следующих случаев:

клиент хочет отстроить качественную систему с сабвуфером за 10 т.р.
клиент на дорогой и престижной машине хочет поставить сабвуфер Magnat за 2500 рублей
клиент не верит, что вычитанное на форуме оборудование не будет нормально играть

Но основная обязанность специалиста установочного центра – объяснить, что и за какие деньги можно получить. Установить-то действительно можно что угодно, но претензии по качеству звучания потом лягут на установочный центр. Нет, есть много недобросовестных продавцов и установочных центров, которые продадут и установят что угодно, а играть это будет “лучше всех” … но тут как и везде. Но очевидно, что у установочных центров куда больше опыта в вопросе подбора и установки оборудования, поэтому клиент сможет быстро понять, какая сумма необходима для удовлетворения его акустических предпочтений.

! Дело в том, что нет какого-то единственного правильного подхода к выбору того или иного оборудования. Есть лишь ряд рекомендаций, которые желательно учитывать. Прочтение большого количества информации в интернете практически наверняка лишь запутает автовладельца. Куда легче найти хороший установочный центр и разом добиться необходимого результата, чем тратить кучу времени на получение советов и прочтение различных рекомендаций … в том числе и тех, которые обозначены в этой статье :) Ну это вариант для тех, кто экономит свое время. Ну а если желание почитать информацию все-таки осталось, то продолжим … то есть, начнем.

Краткое описание типов сабвуферов, корпусов и вариантов установки

Кратко рассмотрим различные виды сабвуферов и корпусов.

Разделение по конструктивному признаку:

отдельный сабвуферный динамик
сабвуферный динамик в корпусе

Корпусные варианты разделяются на два основных типа:

пассивный сабвуфер
активный сабвуфер

Варианты исполнения корпусов в корпусных сабвуферах:

закрытый ящик
с фазоинвертором
bandpass

Варианты исполнения корпусов активных сабвуферов:

обычный корпус
компактный корпус

Варианты установки отдельного сабвуферного динамика:

изготовление корпуса (трапеция)
изготовление анатомического корпуса (исполнение стелс)
free-air исполнение

Корпусные сабвуферы

Более подробно рассмотрим два имеющихся варианта – пассивный и активный сабвуферы.

Пассивный автомобильный сабвуфер

Пассивный сабвуфер – это система, представляющая собой сабвуферный динамик, закрепленный на одной из стенок корпуса. Основной отличительной особенностью пассивного сабвуфера является то, что это промежуточная система, которая не будет работать самостоятельно. Для работы данной системы потребуется подключение динамика к внешнему усилителю мощности (который приобретается отдельно). В конструкции может быть предусмотрен как один, так и два динамика. Корпус для сабвуферного динамика может быть разнообразных форм и конструкций. Довольно большой выбор производителей, форм и конструкций.

Активный автомобильный сабвуфер

Активный сабвуфер – это система, которая, помимо сабвуферного динамика в корпусе (пассивный сабвуфер), комплектуется и усилителем мощности. Фактически, активный сабвуфер является готовой системой, не требующей приобретения и установки дополнительного оборудования (потребуется комплект проводов для подключения, если он не входит в комплект, а также может потребоваться конвертер для преобразования сигнала при подключении к штатной магнитоле). Ассортимент активных сабвуферов не такой обширный, как у пассивных собратьев. По объему корпуса можно выделить два варианта:

обычный корпус – по размеру часто соизмерим с пассивными сабвуферами (с тем отличием, что внутри корпуса установлен усилитель), то есть для сабвуферного динамика предусмотрен определенный объем.

компактный корпус – минимальные размеры корпуса, что позволяет произвести наиболее компактную установку. Для слимового динамика не предусмотрен необходимый объем.

Пассивный сабвуфер в машину Активный сабвуфер в машину Компактный аквтивный сабвуфер в машину

Конструкции корпусов автомобильных сабвуферов

Закрытый ящик

Наиболее простая конструкция – имеется полностью герметичный ящик с единым пространством, на одной из стенок которого закреплен сабвуферный динамик. При всей простоте конструкции данный вариант исполнения корпуса является именно тем вариантом, который позволяет получить качественный бас. Здесь многое будет зависеть и от размеров корпуса, то есть от объема, который предусмотрен для сабвуферного динамика. При минимально необходимом объеме будет затруднено движение диффузора, что будет влиять и на диапазон воспроизводимых частот (не сможет воспроизводить частоты на минимальных границах), но бас будет максимально плотным и четким. Именно в этом варианте можно говорить о воспроизведении качественного баса. Чем больший закрытый объем будет предусмотрен для динамика, тем будет облегчаться движение диффузора, что позволит затронуть больший частотный диапазон и заполучить более мощный бас. Но в данном варианте бас будет более “размытым”, теряя в четкости при дальнейшем увеличении объема.

С фазоинвертором

Но увеличивать объем корпуса для более мощного баса – не самый оптимальный вариант, так как объем свободного места в автомобиле – величина довольно ограниченная. Поэтому был предложен вариант с отводным портом (щель, труба). Благодаря этому удается получить более мощный бас. Но, как и в случае с увеличением объема закрытого ящика, повышение КПД негативно сказывается на качестве баса, делая его более “размытым”.

Bandpass

Но стремление создать еще более мощное звучание привело к появлению еще более сложной конструкции корпуса. По факту, это та же фазоинверторная конструкция, но имеется внутренняя перегородка, которая делит корпус на две камеры. Именно на этой перегородке и закреплен динамик. Данная конструкция позволяет создать еще более громкое звучание. Но в данном случае практически невозможно вести речь о качестве баса, лишь о его мощности.

Автосабвуфер типа Закрытый Ящик Автосабвуфер фазоинверторный Автосабвуфер типа bandpass

Сабвуферные динамики для авто

В продаже имеется большой ассортимент сабвуферных динамиков, не установленных в корпус. При покупке отдельного сабвуферного динамика, чаще всего, подразумевается последующее изготовление корпуса под этот динамик, а также установку усилителя мощности под динамик. И хотя данный вариант, в большинстве случаев, является наиболее затратным в плане времени и средств, но он обладает рядом неоспоримых преимуществ (о них ниже). Пока же кратко о вариантах установки отдельного динамика.

Изготовление корпуса (трапеция)

Под динамик изготавливается обычный корпус, дающий возможность подобрать оптимальный объем для динамика и подогнать размеры под объем места установки. Возможны различные варианты конструкции корпуса, но чаще всего это ЗЯ.

Изготовление стелс корпуса

Установка подобных корпусов подразумевает установку в какую-либо из ниш автомобиля (наиболее часто – крылья багажного отделения). Наиболее оптимальный вариант для максимально компактной установки мощного сабвуфера.

Free-air исполнение

В данном исполнении исключается корпус, наличием которого характеризуются все другие виды исполнения и установки сабвуфера, а “играет” динамик в открытый объем. Наибольший эффект достигается при установке такого динамика в укрепленную полку багажника седана при хорошей герметизации последнего. Также имеется вариант, когда динамик устанавливает в корпус магнитом наружу – улучшается охлаждение системы, что позволяет динамику дольше работать на показателях, приближенных к пиковым значениям. Но если есть хоть какая-то заинтересованность в качественном и правильном звучании, то о free-air исполнении лучше и не задумываться.

Пассивный vs Активный vs Отдельный динамик

Плюсы и минусы покупки пассивного сабвуфера для авто

+ качественный и мощный бас
+ оптимальное соотношение “цена-качество”

- нужен отдельный усилитель мощности
- занимает много места в багажнике

Плюсы и минусы покупки активного сабвуфера для авто

+ готовая система с наиболее простой установкой
+ наиболее выгодный в финансовом плане вариант
+ компактная установка
+ некоторые сабвуферы выдают весьма неплохой бас

- весьма посредственный бас, а в некоторых случаях и его практическое отсутствие

Плюсы и минусы покупки сабвуферного динамика для авто

+ при изготовлении корпуса для динамика – возможность получить максимально правильный бас
+ возможность изготовить корпус необходимого объема, формы и конструкции
+ при изготовление корпуса стелс – возможность получить компактную установку и необходимый бас

- при free-air установке – весьма сомнительный результат
- при изготовлении корпусов типа “трапеция” и “стелс” – наиболее затратный вариант в плане времени и финансов

Технические характеристики автомобильных сабвуферов

При покупке сабвуфера, естественно, стоит обратить внимание и на характеристики оборудования. Здесь можно выделить следующие:

Пиковая (максимальная) мощность, Вт

Это именно тот показатель, цель которого – привлечь внимание покупателя, которому надо “побольше и подешевле”. Ведь выбирая сабвуфер, многие автовладельцы, в первую очередь, обращают внимание на показатель мощности, так как хочется “расшатать” свое транспортное средство басами, ловя восхищенные взгляды друзей и прохожих. И производители динамиков пытаются всячески сконцентрировать взгляд покупателя на показателе, который не имеет ничего общего с той мощностью, которую действительно будет отдавать наш динамик. И получается, что вот вам 1кВт, а лучше 2 или 3, но это просто тот показатель, при котором за определенное время не произойдет физического разрушения динамика. Но наша-то цель – долгосрочная работа динамика и достойный бас, так что этот показатель не для нас. По факту этот показатель может в три раза превосходить тот показатель, который мы получим в действительности.

Номинальная мощность, Вт

А вот на этом показателе производитель постарается не концентрировать внимание, так как он будет менее впечатляющим. Но именно на эту мощность стоит рассчитывать покупателю, который хочет получить качественный бас – именно этот показатель будет характеризовать то оптимальное звучание без искажений, которое может выдать конкретный динамик. Естественно, можно без каких-либо заметных искажений использовать динамик на более высоких мощностях, но, как правило, эти более высокие показатели без заметных искажений все же ближе к номинальным, а не пиковым, показателям. Так как большинству автовладельцев, которые решили обзавестись автосабвуфером, не требуется какой-то запредельной мощности, то показатели в 200-300 Вт можно рассматривать в качестве оптимальных.

Здесь весьма примечателен следующий момент. У дорогих и качественных динамиков, как правило, разница между номинальной и пиковой мощностями не такая уж заметная, как у дешевых динамиков. Это показатель того, что качественный динамик на более высоких мощностях может выдавать более оптимальный по качеству бас, то есть его номинальная мощность значительно ближе к пиковым показателям. При этом пиковая мощность более дешевых динамиков может превышать эти же показатели у более дорогих динамиков, но номинальная мощность будет ниже, то есть дорогой динамик все равно будет выдавать более мощный бас при его качественном воспроизведении.

Чувствительность, дБ

Также довольно интересный показатель. Чем выше данный показатель, тем громче будет наш динамик. Но стоит обратить внимание на тот момент, что громкость может негативно сказаться на качестве звучания.

Диапазон воспроизводимых частот, Гц

Так как речь идет о сабвуферном динамике, то рассматриваемый диапазон сокращается примерно до 20-200 Гц. Естественно, чем более глубокий бас требуется автовладельцу, тем более пристальное внимание надо обращать на нижнюю границу частотного диапазона динамика. Но многое будет зависеть и от корпуса, в котором размещен динамик (особенно, если он отдельно изготавливается под динамик), а также от объема, в котором находится корпусной сабвуфер, так как это будет влиять на способность отыгрывать те или иные частоты.

Диаметр диффузора, дюйм

Вероятно, это второй по важности показатель для большинства покупателей, который многие непосредственно ассоциируют с мощностью сабвуфера. Наиболее часто встречаемые размеры – 8”, 10”, 12”, 15”, хотя есть некоторый разброс, как в меньшую, так и в большую сторону. Естественно, чем меньше наш диффузор, тем менее мощный бас способен выдать наш динамик. Но как и в любом подобном вопросе, есть оптимальные размеры, которые позволят добиться того звучания, которое устроит большинство автовладельцев. И вероятно стоит отталкиваться именно от них, а именно: нужен чуть менее мощный бас – 10”, чуть более мощный – 12”. Если кому-то просто необходим динамик с диаметром диффузора 15 или даже 18 дюймов, то возможны проблемы с согласованностью НЧ и всех остальных компонентов аудиосистемы.

На это стоит обратить внимание

Зависимость от кузова автомобиля

Один и тот же сабвуфер будет играть по-разному в разных автомобилях. Если говорить о седанах, то помимо корпуса, в котором находится динамик, в качестве второго объема, будет выступать объем багажника. В случае универсалов и внедорожников, в качестве второго объема будет выступать объем всего салона. То есть один и тот же автосабвуфер будет играть тише в седане и громче в универсале и внедорожнике. Так что для установки в седан желательно подбирать чуть более мощный сабвуфер, чем в случае с другими кузовами.

Демпфирование

Мощный сабвуфер создает несвойственное для автомобиля давление, благодаря чему могут ощущаться вибрация и дребезжание отдельных элементов. А это будет значительным образом ухудшать звучание всей акустической системы. Желательно заранее произвести ряд работ по шумоизоляции либо всего салона (и багажника, если разговор о седанах), либо отдельных его элементов. Но относительно седанов можно столкнуться с “передемпфированным” багажником, то есть он будет очень хорошо изолирован от салона. В этом случае можно не получить того баса, который ожидается от установленного сабвуфера. В подобной ситуации желательно делать “просветления”, как например, открытый подлокотник или отверстие в полке багажника.

Зависимость от остальной акустики

Как говорилось ранее, стоит обратить внимание и на остальную акустику, так как очень часто встречаются ситуации, что купленный сабвуфер не может оправдать надежд автовладельца. Очень часто от желания сделать “помощней” получается так, что сабвуфер полностью перебивает звучание всей остальной акустики. Но существует и обратная ситуация, когда стоит хорошая и мощная акустика, но на сабвуфере решают сэкономить.

Выбор усилителя под сабвуфер

Также стоит правильно подобрать усилитель под наш сабвуфер (если разговор о сабвуферном динамике или пассивном сабвуфере). Как правило, номинальная мощность усилителя должна соответствовать номинальной мощности сабвуфера, хотя желательно, чтобы она была несколько выше, чем у сабвуфера (чтобы усилитель не напрягался).

Изготовление корпусов сабвуферов

На рынке огромный ассортимент сабвуферных динамиков, которые продаются без корпусов. Покупка подобного динамика предполагает, либо free-air установку (к примеру, в полку с подключением к внешнему усилителю мощности), либо последующее изготовление корпуса под сабвуферный динамик. Корпусы изготавливаются следующих двух видов:

Корпус типа “трапеция” – обычный корпус трапециевидной формы, который также устанавливается в багажник автомобиля.

Корпус типа “стелс” – анатомический корпус, который устанавливается в какую-либо из ниш автомобиля (как правило, крылья багажного отделения), повторяя геометрию этой ниши.

Можно задаться вопросом – а для чего это все нужно? Ведь сабвуферов в заводских корпусах превеликое множество, так что вроде тратить лишние время и деньги незачем. Но у подобного подхода, помимо временных и финансовых минусов, есть ряд заметных плюсов:

при изготовлении используются только качественные материалы (многие производители на этом экономят, что сказывается на качестве звучания);

подстройка звучания под запросы автовладельца (любой динамик можно поместить в корпус различных размеров и конфигураций, что повлияет на характер выдаваемого баса);

необходимая форма корпуса (для более компактной установки может быть изготовлена нужная форма без потери в качестве звучания);

возможность перетяжки корпуса (можно перетянуть корпус любым необходимым материалом под дизайн салона автомобиля);

максимально компактная установка (относится к корпусам типа “стелс”, которые занимают наименьший свободный объем, при этом не теряя в качестве звучания).

Изготовление корпуса типа Трапеция Стелс сабвуфер в машину Сабвуфер типа Стелс в машину

Места установки и расположение автосабвуферов

Существует несколько мест, куда происходит установка сабвуфера.

Багажник автомобиля - наиболее стандартный место для установки, во многом благодаря наличию наибольшего свободного объема в автомобиле. Здесь имеется несколько вариантов установки, среди которых можно выделить:

Установка корпусного сабвуфера диффузором в багажник - самый привычный вариант, когда сабвуфер располагается в любом месте багажника. Характер баса будет во многом зависеть от кузова автомобиля. Типы устанавливаемых сабвуферов – любой пассивный сабвуфер, активные сабвуферы в обычных корпусах, изготовленные под динамики корпуса типа “трапеция”.

Установка корпусного сабвуфера диффузором в салон - более редкий вариант установки, когда корпус устанавливается диффузором в задний подлокотник автомобиля. Подобный вариант характерен только для автомобилей типа седан и позволяет получить более детальный бас, хотя многое будет зависеть от объема корпуса и конструктивных особенностей подлокотника. Данный вариант установки, как правило, характерен исключительно для отдельно изготавливаемых под динамики корпусов, конструкция которых подразумевает наклон передней стенки корпуса под наклон задних сидений автомобиля и точный вывод диффузора в подлокотник. Подобрать для этих целей пассивный или активный сабвуфер (в обычном корпусе) довольно сложно, хотя встречаются варианты с установкой компактного активного сабвуфера в подлокотник (крепится на задней спинке сидений).

Установка сабвуфера в крыло багажного отделения диффузором в багажник - наиболее подходящий вариант для достижения качественного баса при минимальных затратах свободного объема багажника. Для этой цели в одну из стенок багажного отделения автомобиля изготавливается корпус в исполнении “стелс”. Форма данного корпуса повторяет геометрию стенки багажника, что позволяет добиться гармоничного внешнего вида. Форма корпуса зависит от устанавливаемого в него динамика и требуемого под динамик объема.

Установка сабвуфера в крыло багажного отделения корзиной в багажник - довольно редкий вариант установки, описывающий один их вариантов free-air исполнения (установка отдельного сабвуферного динамика). Установка идентична предыдущему варианту, разве что динамик устанавливается диффузором внутрь корпуса. Данная установка используется при отсутствии возможности изготовить для динамика корпус с необходимым объемом и необходимости долгой работы системы при повышенных мощностях.

Установка сабвуферного динамика в полку багажника - наиболее привычный вариант free-air исполнения. Сабвуферный динамик закрепляется на усиленной полке багажника диффузором в салон (вариант характерен для седанов). Многих автовладельцев этот вариант привлекает желанием добиться “наиболее мощного и громкого баса”, хотя к качественному басу данная установка не имеет никакого отношения.

Место под сиденьем автомобиля - вариант характерен исключительно для активных сабвуферов в компактных корпусах. Многие автовладельцы, которым не нужен “мощный бас”, склоняются к этому варианту.

Если же речь идет о более габаритных автомобилях (к примеру, микроавтобусы), тот тут возможны и некоторые другие варианты. Здесь, к примеру, встречаются варианты с установкой сабвуфера под сиденья (пассажирские) или между сиденьями (передними водительским и пассажирским). И речь тут совсем не о компактных активных сабвуферах, а о полноценных пассивных или активных сабвуферах (очень часто свободный объем позволяет произвести такую установку). Как правило, под сабвуферный динамик изготавливается корпус, который гармонично занимает необходимый объем под сиденьем (либо приходится дорабатывать объём под установку).

Производители, ассортимент и стоимость сабвуферов

При покупке сабвуфера, как и положено, перед покупателем будет выбор из нескольких десятков производителей – Alpine, Eton, Focal, Hertz, JBL, Kicker, Pioneer, Sony и многие другие. И хотя можно сказать, что сабвуферы одних производителей более музыкальны, вторых – рассчитаны на мощность, но какого-то четкого разграничения нет, тем более, что все слышат и воспринимают по-разному. А так как многие замечают, что некоторые новые линейки отдельных производителей звучат совершенно по-иному, чем вроде бы ожидалось, то нет никакого смысла пытаться описать особенности звучания оборудования тех или иных производителей.

Сабвуферные динамики

Здесь перед клиентом предстает просто огромный выбор – сотни динамиков с диаметрами диффузора от 5 до 18 дюймов. То есть покупатель может выбрать абсолютно любой по характеристикам динамик и произвести любую необходимую установку этого динамика – либо в открытый объем, либо в какой-либо из изготовленных корпусов. Наиболее распространены динамики с диаметром диффузора 12 и 10 дюймов, чуть менее – 8 и 15 дюймов. Естественно, выбор рассчитан по потребителя с абсолютно разной толщиной кошелька – предложения стартуют от 1000 рублей и доходят до 50000 рублей за один динамик. Но если есть желание получить хоть сколько-нибудь достойный бас, то варианты дешевле 3000 рублей рассматривать даже не стоит (хотя размер диффузора и стоимость динамика – это далеко не единственные параметры, по которым стоит выбирать динамик).

Активные сабвуферы

Выбор активных сабвуферов не такой огромный, как в случае отдельных сабвуферных динамиков, но покупатель все равно вряд ли будет как-то ограничен в выборе. Если говорить о компактных активных сабвуферах, то практически весь ассортимент идет с 8-дюймовыми динамиками и очень редко встречаются другие типоразмеры. У обычных активных сабвуферов наиболее распространены типоразмеры в 10 и 12 дюймов, хотя, при большом желании, можно найти и другие размеры. Нижняя стоимостная граница активных сабвуферов выше, чем у отдельных динамиков, и стартует она примерно от 3000 рублей. Но это и не удивительно, так как активный сабвуфер, в отличие от отдельного динамика – это полноценная акустическая система, состоящая из динамика в корпусе и встроенного усилителя мощности. Вполне неплохой активный сабвуфер (не компактный) можно взять в пределах 7-12 тысяч рублей (ближе к нижней границе – 8”, ближе к верхней – 12”).

Пассивные сабвуферы

Здесь также довольно хороший выбор различных по характеристикам, а также формам и конструкциям ящиков сабвуферов. Несколько больший ассортимент среди фазоинверторных сабвуферов, меньший – закрытый ящик, еще меньший – bandpass. При этом в сабвуферах с любой конструкцией корпуса преобладают типоразмеры динамика 10 и 12 дюймов. Разброс цен здесь составляет от 2000 до 40000 рублей, хотя в наиболее высокой ценовой категории, как правило, находятся мощные сабвуферы с двумя динамиками.

Установка и настройка сабвуферов

Как и положено, выбор и покупка сабвуферного динамика или сабвуфера в корпусе – это только первый этап на пути к достижению баса в автомобиле. Второй этап – установка приобретенного динамика (корпусного сабвуфера). Если говорить о суммарной стоимости “оборудование + установка”, то от минимальной к максимальной варианты идут следующим образом (при некоторой усредненной стоимости оборудования):

активный сабвуфер + установка
пассивный сабвуфер + усилитель + установка
динамик + усилитель + free-air установка
динамик + изготовления корпуса “трапеция” + усилитель + установка
динамик + изготовление корпуса “стелс” + усилитель + установка

Стоит отметить тот момент, что в случае пассивного сабвуфера, для которого требуется внешний усилитель мощности, установка потребуется только для усилителя, так как сабвуфер будет просто подключаться к усилителю. И хотя некоторые установочные центры могут взять некоторую незначительную сумму и за подключение сабвуфера к усилителю, но основная нагрузка по установке ляжет именно на усилитель.

Также стоит обратить внимание на тот момент, что после установки потребуется настройка сабвуфера – чтобы он отдавал свое оптимальное звучание, гармонично сосуществуя со всей остальной акустикой. Есть несколько атрибутов, которые требуют настройки, но можно выделить настройку границы воспроизводимых частот. У каждого динамика есть диапазон частот, который он может воспроизводить. При выборе автосабвуфера многие обращают внимание на нижнюю частотную границу, так как именно она будет отвечать за глубину нашего баса. Но есть и верхняя граница, которая может составлять 150, 200 или даже 300 Гц – то есть без настройки наш динамик будет воспроизводить весь свой частотный диапазон. Но подразумевается, что помимо сабвуфера в машине есть и другие динамики, у которых есть свои диапазоны воспроизводимых частот и очень желательно, чтобы диапазоны от различных динамиков не перекрывали друг друга. То есть нам будет очень полезно знать нижнюю границу наших салонных динамиков. Если это среднечастотники, то их нижняя частотная граница, как правило, находится на уровне 60-80 Гц, так что именно по этим частотам и можно срезать звучание нашего сабвуферного динамика. Хотя, на вкус автолюбителя, возможно небольшое перекрытие. Если в салоне установлены мидбасы (СЧ/НЧ-акустика), то ее нижний частотная граница может соответствовать нижней частотной границе сабвуферного динамика. В этом случае возможны два варианта:

либо частотная граница мидбасов режется на 60-80 Гц и он производит все, что выше (а сабвуферный динамик, соответственно, все что ниже)

либо мидбас, будучи установленный на фронт, продолжает играть в широкую полосу, при этом сабвуферный динамик режется на тех же 60-80 Гц.

Четкого правила нет, так как многое будет зависеть от акустики и вкусов автовладельца, так что все делается предельно просто: подстраиваем – слушаем, потом опять подстраиваем – опять слушаем, и так до того момента, пока не добьемся необходимого звучания.

В итоге

Как уже много раз было сказано выше – все зависит от того, что хочет получить автовладелец и сколько готов на это потратить. При отсутствии желания разбираться во всех нюансах, которые будут сопровождать выбор, лучше обратиться в специализированный установочный центр. Если в качестве установочного центра будет выбран наш, то автовладелец может быть уверен в том, что профессиональные рекомендации наших мастеров помогут ему определиться с выбором, а высокая квалификация наших установщиков позволит быстро и качественно произвести все необходимые установочные работы.

Установка сабвуферов с гарантией!


Сертификаты Гарантия Сохранение дилерской гарантии
Сертифицированное
оборудование
Гарантия на
оборудование и
установку
Сохранение
дилерской гарантии